Билеты по истории искусства

Французский стиль в русской архитектуре
Архитектура барокко во Франции
Строительство королевского дворца Лувра
павильон версальского парка — Малый Трианон
Рококо
Главный корпус Педагогического института (Герцена)
Ампир
Русский ампир в архитектуре
Величайший из зодчих России Растрелли
здание Академии художеств в Петербурге
Французский классицизм в Москве VII-XVIII
Московский Воспитательный дом
Архитектура Таганрога
Билеты по истории искусства
Архитектура Англии
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Антуан Жан Гро
Романтизм

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ

Немецкий романтизм
Филипп Отто Рунге
Эжен Делакруа
Барбизонская школа
Ренуар Пьер Огюст
Баухауз
художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.
Японское жилище
Архитектура

Архитектура России конца XIX начала XX века

Архитектура и скульптура готики
Архитектура Франция
Франция — родина готических соборов.
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер Пророк Даниил Колодец пророков
Американский дизайн и архитектура
идеи Готфрида Земпера
Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века
Русский авангард
Авангардизм
Работы Малевича и Лисицкого
объединение “Синий всадник”
Творчество Татлина, Родченко и Степановой
Развитие архитектуры в первые годы Советской власти
 
Билет 15. немецкий романтизм.

В Германии романтизм обнаруживает большую концептуальную и формальную неоднородность, чем в других странах.в отл. от Франции, в Германии не было революц. традиции. Немецкий романтизм не затрагивает современные проблемы. Идея свободы тем не менее является одной из основных. Людвиг Тик- один их характерных представителей немецкого литературного романтизма. Гегель:» «единственный путь к свободе для современного человека- это уйти в свои душевные переживания ». внутренний мир явл. содержание романтического искусства. Шеллинг: «искусство в деле воспроизведения бесконечного стоит на равной высоте с философией…картина открывает интеллектуальный мир». Рубеж 18-19 вв. в Германии- религиозное возрождение. Новалис «Христианство и Европа»(Н.- поэт раннеромантической эпохи).Шлейермахер:»Речи о религии». Утверждение божественной сущности мира.Фихте: «искусство формирует целостного человека. Оно обращается к душе». Т.е немецкий романтизм имел очень сильную религиозную основу.Шеллинг оказал особое влияние на формирование романтизма. Причем не только в Германии. Считал природу созданием мирового духа.процесс ее творения бесконечен. Физический и духовный мир в его представлении равно одухотворены. Искусство призвано объединить духовное и чувственное.

Пантеистические представления были традиционны для немцев.они восходят в частности к взглядам Якоба Беме(нач.17 века)- интерес к нему был характерен жля эпохи.взгляды Беме о единстве Бога и природы.важную роль в формировании романтической эстетики сыграли члены т.н. йенского кружка. 1797. братья Шлегели. Вильгельм Вакенродер. Л.Тик. Новалис. к ним близок Шеллинг. Теория романтизма была ими сформулирована в статьях( в частности в журнале «Атенеум».. члены кружка противопоставляли рационализму культ чувства.среди йенцев особую роль играют символы и аллегории. Каждое произведение несет в себе смысл. Далеко выходящий за пределы представленного образа. В искусстве доминирующая роль отводилась музыке.именно она, более чем другие искусства раскрывает перед человеком беспредельность Универсума. Новалис даже предлагал смотреть картины только в сопровождении музыки.  Шлегель отметил, что каждая подлинная картина должна быть иеруглифом. Вопрос только должен ли сам художник создавать свою аллегорию или должен примыкать к старым символам. Эти слова были сказаны в начале1800-х и они характеризуют 2 пути нем. романтизма.к первому относятся Рунге. Фридрих. Ко второму- назарейцы.

Билет17. Филипп Отто Рунге 1777-1810. первым выразил романтическое мироощущение. Род. на севере Германии.уч. в Копенгагенской Академии.там приобрел основательную профессиональную подготовку.первые работы- декупажи(типа матиссовских по технике).белое на темном фоне.сблизился с йенцами. Мать у источника- центр. произв. ран. периода. не сохр. Урок соловья1802.сохр. только 2-ой вариант.тондо.трактовка-Психея и Амур.в роли Психеи- невеста Рунге.

Для Р. Характерны многочисленные литературные ассоциации.

Времена дня- основное его творение. Работал над ним до конца жизни.так и не завершил. Вдохновлен на произведение Л.Тиком. источники аллегорий многочисленны- от итальянских гротесков до Индии. 4 рисунка пером.- утро . Полдень. Вечер. Ночь.. это не пейзажи, а собирательный образ мира.силы природы персониф. в виде аллегорий.цветы и дети. К рисункам Рунге оставил обширные комментарии. В живописных вариантах Рунге успел воплотить лишь «Малое утро» и Большое утро(обе в Гамбурге).

Др. работы: автопортрет с коричневым воротником.

Мы втроем(автопортрет с женой и братом).

Портрет Луизы Петерс- пейзаж в окне- аллегория мира, куда предстоит войти ребенку. 

Портрет родителей.

Исследования Рунге в области цвета в Гамбурге. «Цветовой шар». Цвета расположены в спектральной последовательности. Центр- серая зона.в ней видят аналогию определения Бога у Я. Беме. Т.е это абстрагированный до исходных начал образ Универсума. Рунге говорил о символике цвета. Он предшественник в определенном смысле Клее и Кандинского.

Фридрих(см. сл. билет).

Назарейцы.движение зародилось в Венской Академии.в 1808-1809. там учились его ведущие представители- Генрих Пфорр и Фридрих Овербек. Потом к ним присоединились Георг Людвиг Фогель(швейцарец). Иоганн Хоттингер. Йозеф Винтенгерст. Ориентация на традиции нем. искусства. Особенно на Дюрера.назвали себя Союзом С.В Луки. Стилизация работ.в 1810 мастера переехали в Рим. Обосновались в полузаброшенном монастыре св. Исидора.свою жизнь организовали на манер средневековых братств. В частности- длинные волосы и старонемецкие береты.свое творчество рассматривали как служение Богу. Находясь в Италии попали под влияние мастеров кватроченто. Овербек- духовный лидер направления. Оказал большое влияние на Иванова который общался с ним в Риме.назарейцы работали как в станковой так и монументальной живописи. Своей главной миссией считали фресковую живопись. Совместная роспись дома прусского консула Бартольди в Риме. Сюжеты истории Иосифа. Потом росписи перевезли в Берлин. В Риме назарейцы быстро получили признание.огромное количество рисунков.

Работы:Пфорр. Суламифь и Мария.

Овербек Союз Италии и Германии

Торжество религии в искусстве.

Корнелиус- св. семейство.

Всадники апокалипсиса. Гризайль.

Ретель. Битва при Кордове- роспись ратуши в Аахене.

Среди немецких романтиков следует отметить еще деятельность гейдельбергских романтиков. Начало 19 века. Литераторы и поэты. Обращение у фольклору. Из художников- Адриан Людвиг Рихтер.сочетание поэтического и ежедневного. Маленький пруд в Исполиновых горах.1839.Геновева в лесном уединении. иллюстрации к «Истории немецкого народа» и народным сказкам.

Мориц фон Швинд. Обращался к сказкам. Живописный цикл «Золушка»1850.Сказка о семи воронах.Прощание на рассвете.

Бидермейер. Связан с поздним романтизмом., но у него проблематика уже и ограниченнее. Нет философской содержательности. Внимание на романтизацию повседневности. С бидермейером связаны многие работы Рихтера(особенно графика) и Швинда(его жанровые работы). Др. представители- Керстингт(ВЫШИВАЛЬШИЦА.1812Перед зеркалом1827).

Швипцейг.Гертнер и др.

 

Билет16.Каспар Давид Фридрих 1774-1840. . «Закон для художника –это чувство»уроженец севера Германии.никогда не стремился в Италию. интерес к нац. прошлому и готической арх-ре- один из наиболее важных аспектов его творчества.драматическое детство и отрочество: ранняя смерть матери. Смерть сестры. Гибель брата, спасавшего его из воды. В 1794 поступил в Копенгагенскую Академию. За несколько лет до Рунге. Учился у тех же учителей:Абильгарда ,ЮЭЛЯ,Лорентса.

Графические виды парков.

Иллюстрации к разбойникам Шиллера.

Автопортрет1800 рисунок.

Руина Эльдена с похоронами1800.

Окончив Академию,обосновался в Дрездене.духовное сближение с романтиками- Новалисом и Рунге.

Ранние работы Фридриха- рисунки,в которых он не использует цвет.многочисленные натурные штудии.

Впечатления от поездки на север- Грейфсвальд.о-в Рюген. Графические листы. Одобрение Гете. 1805 получил половину Веймарской премии за два рисунка. Циклы Времена дня. ВРЕМЕНА Года. Возрасты жизни.выполнены в технике сепии. Влияние Рунге.небольшого размера. Тональное богатство. Разнообразие фактуры.

Вид на Аркону с восходящим солнцем.

Горный ландшафт1804. тематические прообразы более поздних произведений.

Около 1807 обратился к масляной живописи.

Проникновенно изучал природу. Писал , что цель художника- не точная передача природы, а отражении в ней души мастера.

Берег моря с рыбаком1807. Туман1807.двухчастный цикл.уже найдены композиционно-пространственная структура и иконографические мотивы, характерные для последующих работ.сильно понижен горизонт.ассоциации с голландскими пейзажами, которые Ф. хорошо знал.для многих его пейзажей характерна конфронтация двух миров- конечного и бесконечного. Особое внимание уделял небу. Есть байка, что он запрещал заходить в мастерскую, когда писал небо.

Крест в горах1808Дрезден.

Тетшинский алтарь.1808.алтарь капеллы замка Тетшин графа фон Тун Хоенштейна.композиция на религиозный сюжет заменена пейзажем!.он воплощает сакральное значение . скала- твердыня веры. Ассоциируется с высказываниями Лютера.вечнозеленые ели на ее склоне- надежда на вечную жизнь. В структуру пейзажа введено распятие.но носителем смысла в большей степени выступает природа.на золоченой раме выполнены рельефы по рисунку автора-это мотив всевидящего ока, в треугольник- знак Троицы.головки херувимов.пальмовые ветви- символ мира.

Часто Ф. писал Исполиновы горы.( север Богемии).

Утро в Исполиновых горах.крест на одной из вершин.рядом- женская фигуры в белом. Многие интерпретируют это как аллегорию Веры.

Утро в горах 1822Эрмитаж.

Монах у моря 1809-1810. центральное произведение мастера.море как и горы- одна из тематичкских доминант Фридриха.конфронтация узкой полоски земли и бесконечности неба. Хофман писал, что работа рождает «чувство бездны».

Аббатство в дубовом лесу. Мрачное торжественное спокойствие.руины и старые надгробия.мертвые деревья.работа снискала восхищение Гете, посетившего мастерскую художника. Фридрих избран членом Берлинской Ак. Художеств. 1800-1810- пик успеха Ф.

Егерь в лесу1812.

Гробница древних героев1812.

Гробница гунна осенью.1820.

Сепия Гробница гуннов на берегу моря.

Середина1810-х- кризис. Работает мало.

Вид гавани.1815.пример почти зеркальной композиционной симметрии.все неподвижно и словно замерло.

Конец1810-новый подъем.женился. в работах- более радостная интонация.большее значение приобретают фигуры.теперь они часто на первом плане. Часто либо он сам. Либо жена. Либо друзья.

На паруснике1818.беспорно женщина- портрет жены Каролины.

Меловые скалы на Рюгене1818.опять Каролина. Работа звучная по цвету, причем цвет символичен. Красное платье Каролины- цвет любви. Синяя одежда Фридриха-цвет веры. Именно он на картине заглядывает в бездну.

Особое место у Ф.- «созерцательные пейзажи».проникновенные и эмоциональные.

Двое,созерцающие восход луны1819.

Женщина,созерцающая заходящее солнце1819.крупный масштаб фигуры.строгая симметрия композиции.мотив адорации.

Восход луны над морем1810Эрмитаж.

Ночь в гавани(Сестры)1810Эрмитаж.

Женщина у окна1822. небольшая работа. Скрытое значение. Совмещение трех смысловых пространств.внутр. мир изображенной. Замкнутое пространство земного существования. Светлый мир иной жизни(он за окном).

В 1816 Ф. избран членом Дрезд. Академии.через неск. Лет стал руководить пейзажным классом. В 1821 его посетил Жуковский.

С середины 1820-х он еще чаще обращается к мотиву кладбищ.

У кладбищенских ворот 1825.

Много зимних пейзажей.

Зимний пейзаж 1811из Шверина и парный к нему Зимний пейзаж с церковью. Представлен путь одинокого калеки в окружении зловещих символов смерти- мертвых дубов. Во второй работе калека( правда он маленький и его почти не видно) погружен в молитву, вдали виден готический храм.вместо дубов- зеленые ели. (Воскресение и все такое).

Полярное зимнее море- пугающая зимняя красота. Нагромождение ледяных пластов. Одна из самых трагических в тв-ве Ф.

Луга близ Грейсфалда 1820 Гамбург.редкая для Ф. топограф. Точность.нет людей.лошади на лугу. Мирная сельская идиллия.( хотя, зная что это Фридрих, невольно начинаешь искать или какую-нибудь могилку или распятие или на худой конец хоть какое-нибудь засохшее дерево  личное примечание).

1830-е. поздняя фаза.

Большой заказник близ Дрездена 1832.шедевр позднего творчества. Осен. пейзаж.тончайшая нюансировка высокого прозрачного неба. Опять контраст- земля и бескрайнее небо.

Собор В Мейсене как руина.1835. не сохр. Примечательно, что собор-то в то вреия бвл в прекрасном состоянии.

Руина в Исполиновых горах1830.характерный пример композиционного метода Ф.собирательный образ природы.реальность неотделима от аллегории.

Ступени жизни1835. одна из последних значительных работ.берег моря с отчетливым делением на два плана.изобразил себя самого. Юношу- вероятно, племянник. И трое детей.парусники- два небольших у берега и два у горизонта.(понятно- тоже аллегории).еще один корабль почти достиг горизонта. Картина почти пророческая. Через некоторое время Ф. перенесет инсульт от которого не оправился и в 1840 умер в Дрездене.

История искусства ответы на билеты для подготовки к экзаменам