Билеты по истории искусства

Французский стиль в русской архитектуре
Архитектура барокко во Франции
Строительство королевского дворца Лувра
павильон версальского парка — Малый Трианон
Рококо
Главный корпус Педагогического института (Герцена)
Ампир
Русский ампир в архитектуре
Величайший из зодчих России Растрелли
здание Академии художеств в Петербурге
Французский классицизм в Москве VII-XVIII
Московский Воспитательный дом
Архитектура Таганрога
Билеты по истории искусства
Архитектура Англии
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Антуан Жан Гро
Романтизм

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ

Немецкий романтизм
Филипп Отто Рунге
Эжен Делакруа
Барбизонская школа
Ренуар Пьер Огюст
Баухауз
художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.
Японское жилище
Архитектура

Архитектура России конца XIX начала XX века

Архитектура и скульптура готики
Архитектура Франция
Франция — родина готических соборов.
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер Пророк Даниил Колодец пророков
Американский дизайн и архитектура
идеи Готфрида Земпера
Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века
Русский авангард
Авангардизм
Работы Малевича и Лисицкого
объединение “Синий всадник”
Творчество Татлина, Родченко и Степановой
Развитие архитектуры в первые годы Советской власти
 
Билет 17 Филипп Отто Рунге (1777-1810)

Родился в Померании. Учился в АХ в Копенгагене (одна из самых либеральных). Связан с дрезденским романтическим кругом из-за дружбы с Людвигом Тиком. Стремился постичь первоосновы искусства и жизни, некие первоэлементы, на которых строится все сущее. Разрабатывал теорию «Шара цветов». Опубликовано в 1811. Считал, по что изведение искусства получается тогда, когда художник ощущает единение с Универсумом. Внутреннее родство живописи и музыки. Мечтал создать такое архитектурное сооружение, в котором объединятся арх-ра, ж-сь и музыка. Идея \пуыфьелгтыецукл (вообще-то я имела в виду Gesamtkunstwerk).

Времена суток. Графическая серия. Отчасти – в живописи. Попытка воссоздать вечный цикл мироздания (зачатие, рождение, расцвет, увядание). Соединение христианской символики с античными аллегориями, средневековой мистики с классической ясностью формы. НО он не нашел адекватную форму для выражения своей идеи. Так и осталось классицистической арабеской с контурным очертанием форм. Пути и т.д.

Портрет детей Хюльзенбек (1805-1806, Гамбург, кунстхалле). Фигуры детей кажутся гигантскими по сравнению с крошечной изгородью, слишком маленьким цветком. Это властелины мира, простроенного по их законам. «Утерянный рай».

П-т родителей

Мы втроем – и там и там – эмоциональное пространство глубокого духовного родства и тончайших нитей, связывающих людей и отделяющих от остального (часто враждебного) мира.

Билет18. Бидермейер и поздний романтизм

Зедельмайер в книге «Утрата середины»отметил, что в определенный момент в эволюции нем. культуры ясно обозначилась тенденция перерождения мифа в сказку.

-обращение к фольклору- характерно еще с конца 18 века. Гердер опубликовал «Голоса народов в песнях». Деятельность гейдельбергских романтиков(братья Гримм, Клеменс Бретано, Ахим фон Арним)

Поздние романтики- Рихтер и Мориц фон Швиндт ( про них- в конце назарейцев)

Бидермейер связан романтизмом, но отличается от него ограниченностью и узостью проблематики. Полностью исключает высокую философскую содержательность. Сфера его интересов сосредоточена на узком пространстве частной жизни. Избегание конфликтов и потрясений. Романтизация повседнености.правомерно рассматривать б-р как явление переходное от романтизму к реализму и вместе с тем как вполне самостоятельное культурно-художественное явление.

В литературе- Эйхендорф. Штифтер. +отд. Произв. Гофмана,Гейне и даже Гете.

Художники: многие произведения Рихтера. Особенно его графика. Швиндт- его жанровые произведения. Например, Утренний час1858

Традиции, которыми питается б-р:от гол. Живописи17 века, рококо, сентиментализма до классицизма.

Название:1848. в мюнхенской газете опубликлваны 2 стихотворения Виктора фон Штеффеля-«Вечернее уютное времяпрепровождение Бидермана »и «Сетования праздного Мейера». Из них составили псевдоним. Б-р- типа нашего Козьмы Пруткова. Т.е под его именем печатались стихи Самуэля Фридриха Заутера, Адольфа Кусмауля,Людвиг Эйхрорд.

Георг Фридрих Керстинг 1785-1847

Писал фигуры в интерьерах. Интерьер воспринимается как самоценный мир, огражденный от внешнего. Важную роль в передаче эмоц. состояния играет свет.

Портрет Фридриха в мастерской.

Перед зеркалом

Вышивальщица.

В б-ре особенно распространились групповые, семейные портреты.

Бегас Семейный портрет 1821.

Крюгер Портрет императрицы Алекс.Федоровны.

Вальмюллер семейный портрет нотариуса Эльтса

Пейзаж в б-ре: часто- оригинальные , непривычные композиции, ракурсы.

Горные ландщафты Вальмюллера

Его же Вольфгангзее 1836.

Натюрморты: Стол рождественских подарков- название говорит само за себя. Неизвестный художник.

Шпицвег К.- поздний этап б-ра. ирония.

Белный поэт

Друзья юности. 

Билет19. Гойя

1775-1791 – заказ на картоны для королевской мануфактуры. В ж-си не использовал литературные сюжеты, не воспроизводил сцен из спектаклей. Ряд сюжетов аналогичен сайнотам (короткие бытовые комедии). Принцип диалога и в картонах – сопоставление в действии двух героев или распределение фигур как театр.мизансцена. Стремление к индивидуализации персонажей.  МАХА И ЕЕ ПОКЛОННИКИ – обращение к зрителю и картинность. ИГРА В МЯЧ – массовая сцена, а не сам момент игры. П-ж – из фона-декорации = пространственная среда. ПРОДАВЕЦ ФАЯНСА – сопоставление двух временных эпизодов. ЗИМА – ритм и цвет. МЕТЕЛЬ – связь человека и пейзажа. Колорит картонов – влияние рококо. СВАДЬБА – в цвете уже чувствуется влияние классицизма.

Майский праздник в долине Сан-Исидоро, 1788. Сайнет Р.де ла Круус. Пикник. Контренная бытовая сцена современной жизни. Гармония п-жа и людей. Панорамная широта утреннего п-жа включает и городские постройки.

1780е – начинает получать заказы на портреты.

Маркиза ПОнтехос, 1786, Вашингтон, НГ – традиционный парадный портрет с признаками рококо. П-жный фон как декорация. Собачка у ног модели. НО новое – бледное лицо, ощущение хрупкости, напряженности.

МАнуэль Осорио де Суньига (1788, метмузей) – прототип всех последующих детский портретов. Аллегорические ассоциации + зловещая нота будущих образов Капричос. В дальнейшем в дет.п-тах ребенок всегда серьезен, недетская сдержанность. Их эмоции все детских забав.

Драматизм истории начала 1790х => особая восприимчивость к характеру модели и острота видения. Нет работ над картонами. Портрет – основной. Определенная система и типы. Расширение парадного портрета, где уловлены поза и жест, как выражение индивидуального характера. Для близких людей – небольшой камерный портрет с нейтральным фоном + нет аксессуаров. Модели (друзья-поэты и художники, актеры и т.д.) – поэт Х. Мелендес Вальдес, драматург Л. Фернандес де Моратин, критик и писатель Х. Сеан Бермудес. Портреты актеров + тореро.

Педро Ромеро (тореро) – нет героики, бравады. Камерный: герой замкнут и сдержан, обращен внутрь себя.

Хосе РОмеро – более наряден и обращен на зрителя.

Герцогиня Альба (1795, Мадрид, собрание Альба) – сдержанность эмоций прорывается силой земной страсти (чаго-чаго?!). Пейзаж! Черный, красный – контрасты. Напряженный жест рук!

Актриса Мария Росарио (?) Фернандес – в сценическом костюме. Единство личность в отсвете ролей актрисы. Без аллегорий и символики, без категории театрального п-та.

Сеньора Энрикес (1793-1794, Прадо)

Маркиза Солана (1794-1794, Лувр)

Графиня Чинчон (1800, Мадрид, ч.с.) – юность. Нет контакта со зрителем.

Гаспар Мельчора де Ховельянос, 1798, Прадо – мягкость, созерцательность, погруженность в раздумья. Предметы выступают из глубины фона. Атмосфера-среда.

Посол Французской республики – Гиймарде, 1799, Лувр. Член конвента. Настойчивая акцентировка цветов флага. В позе – подчеркнутое ощущение мгновенности, краткого перерыва между действиями.

Они написаны почти одновременно. Первые три бабы – отдаленное внешнее сходство.

1798-1800 – творческий взлет. Зрелость.

Заказ на росписи церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида + П-т сеьи короля Карла IV + начало работ над Капричос и Махами раздетой и одетой + много портретов.

1800 – Капричос. 80 листов. Офорт (хорошо знакомая техника. Гравировал Веласкеса) и акватинта (для светотеневых эффектов). Первое название – «Всеобщий язык». Источники – комедии Фернандеса де Моратина «Когда женщины говорят ДА» и «старик и девушка», Мелендеса Вальдеса «Прощание старца», одна «О фанатизме», сатиры Ховельяноса, басни Томаса де Итиарте, комедия Хосе де Касареса «Отец Лука», ода «К Ховельяносу» М. Кинтаны и др. Связь с «Орлеанской девственницей» (хорошая фраза!). Сходство ряда листов с народным лубком эпохи революции. Первый лист – автопортрет. Как ключ к пониманию – все, что происходит, -- события во мраке ночи. «Сон разума рождает чудовищ» -- вывод из ситуаций, представленных в серии.

Каждая композиция закончена и завершена. Существует самостоятельно, не требуя продолжения. ЭТОМУ ПРАХУ; НЕТ ПОМОЩИ – тема беснующейся толпы. ТОНКО ТКУТ – объединение темы судьбы и человеческой жизни. Человеческие пороки, страсти, продажность, легкомысленность, тщеславие, лесть, торжество злых сил, лживые речи, фальшь, обман. И нет выхода.

Серию увезли во Францию. Там частично ее копировал Делакруа; но не очень точные акценты: уродливое = некрасивое, гротеск = фантазия.

1798 – роспись купола Сан-Антонио-де-ла-Флорида на окраине Мадрида. Чудо св. Антония. Помещение толпы за балюстрадой и огромное пространство неба = влияние Тьеполо. Страшные лица-маски рядом с одухотворенными лицами. Ритм цвета. Яркость и насыщенность красок. Толпа! Нет ничего от классицизма.

1800 – официальный заказ на п-т семьи Карла IV (Прадо). ДО этого – только два большие заказные портрета (Семья герцога Осуна, 1788, Прадо и Семья Луиса де Бурбон, 1783, ч.с.). Некоторые фигуры в Бурбоне – прототипы для Карла. Семья короля как будто на подмостках перед зрителем. Нет внутреннего объединения персонажей. Нет эмоций и характера. Парадный портрет на грани гротеска.

1798-1800 – Махи. (Обнаженная и одетая). Программа антиклассицизма. Холодный колорит. Нет аксессуаров. Отчуждение от зрителя. Поэзия молодости. Сочетание холодности и интимности. Обнаженная – тщательная проработка. Одетая – широко и иногда небрежно.

Портрет жены Хосефы, 1798, Прадо. Новый тип женского портрета. Эмоциональность и сложность внутреннего мира. Этот же тип: Тереса Суредье, 1804-1806, Вашингтон, НГ; Женщина с веером, Лондон, коллекция Уоллес.

Мужские портреты: 2 линии – традиционный в рост, но наделенный чертами личности, чувства и размышления которой обращены к личному взаимодействию с миром. Мысли преобладают над характером. (Фернан Нунье, Маркиз Сан Адриан, сын художника). Второй тип – нет обращения к зрителю. Длительное и постепенное проникновение и сопереживание. Постижение настроения модели. (Бартоломе Суреда, Исидоро Майкес).

Колосс = Паника, до 1812, Прадо. Фигура гиганта на края земли. Вселенская катастрофа. Бегство толпы.

Расстрел 3 мая 1808 года, 1814, Прадо. Переживание современных событий. Сознание неизбежности смерти. Повторяемость и длительность действия.

Серия Бедствия войны, офорт, акватинта, 82 листа. Надписи-комментарии.

ТАвромахия, 33 листа, офорт, акватинта. Программа – сочинение Фернандеса де МОратина «Исторические записки о происхождении и развитии праздника боя быков в Испании». ОТ времен Сида и мавров.

Портреты этого периода – люди, близкие ему по духу и настроению. В т.ч. и автопортреты.

1815 – Заседание Филиппинского совета, Кастр, Музей Гойи. Групповой портрет и жанровая сцена. Король выделен лишь размером кресла.

Бытовой жанр: конкретное событие или эпизод переносятся на эмоциональную сферу. Майское дерево. Воздушный шар.

Другой тип композиции – повседневность как поэтический образ. Прогулка. Старость.

Кузница – героизированный аспект народного быта. Водоноска. Точильщик – основы жанра, где потом Курбе, Милле, Домье.

Росписи ДОМА ГЛУХОГО, 1820-1823. Философская концепция. Все очень сложно. Национальный пейзаж. Очень сложный цикл. Много всего философского.

1824 – эмиграция во Францию

Портрет Пио де Молины, не закончен. 1827. Последний портрет. Усталось и скорбь. Ср. Рембрандта.

1827 – Молочница из Бордо (Прадо) – новое обращение к бытовому жанру.

История искусства ответы на билеты для подготовки к экзаменам