Американский дизайн и архитектура

Французский стиль в русской архитектуре
Архитектура барокко во Франции
Строительство королевского дворца Лувра
павильон версальского парка — Малый Трианон
Рококо
Главный корпус Педагогического института (Герцена)
Ампир
Русский ампир в архитектуре
Величайший из зодчих России Растрелли
здание Академии художеств в Петербурге
Французский классицизм в Москве VII-XVIII
Московский Воспитательный дом
Архитектура Таганрога
Билеты по истории искусства
Архитектура Англии
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Антуан Жан Гро
Романтизм

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ

Немецкий романтизм
Филипп Отто Рунге
Эжен Делакруа
Барбизонская школа
Ренуар Пьер Огюст
Баухауз
художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.
Японское жилище
Архитектура

Архитектура России конца XIX начала XX века

Архитектура и скульптура готики
Архитектура Франция
Франция — родина готических соборов.
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер Пророк Даниил Колодец пророков
Американский дизайн и архитектура
идеи Готфрида Земпера
Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века
Русский авангард
Авангардизм
Работы Малевича и Лисицкого
объединение “Синий всадник”
Творчество Татлина, Родченко и Степановой
Развитие архитектуры в первые годы Советской власти
 

Американский дизайн возник позже европейского, но именно он получил наиболее широкое распространение. Впервые европейская промышленность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на Первой Международной выставке в Лондоне в 1851 г. Европейские наблюдатели были поражены их простотой, технической точностью и правильностью формы. Французский наблюдатель Леон де Лаборд видит в американцах “промышленную нацию, которая становится художником”. Он добавляет, что “Америка пойдет своим собственным путем”. Американцы, к примеру, показали парту с чугунными опорами, в которой все было тщательно приспособлено к возрасту ученика, характеру занятий и анатомическому строению. Такую мебель – большая ее часть производилась в районе Новой Англии недалеко от Бостона – стали изготавливать в результате 20-летней борьбы за лучшее школьное оборудование.

Четверть века спустя европейские наблюдатели разбились на два лагеря. Те наблюдатели, которые рассчитывали найти в американских товарах европейские формы, были разочарованы: ”Полное отсутствие украшений на некоторых предметах для повседневного употребления, которые должны быть богато украшены, показывают, в каком печальном состоянии находится американский художественный вкус”. С другой стороны, наблюдатели, судившие непредвзято, были поражены красотой формы американских изделий. Французский отчет доказывает, что в Америке создан новый стиль, который проявляется во всех формах прикладного искусства. Насколько эти изделия были типично американскими, говорит тот факт, что европейцы применили для их характеристики специальный термин – “стиль пульмановского вагона”.

Структура американской и европейской промышленности были различны, так как были различны процессы их развития. Европейская промышленность, возникшая в конце восемнадцатого века в Англии, заменила машиной ручной труд при обработке простых сырьевых материалов. Американская промышленность стала развиваться гораздо позже – около 1850 г. Там произошла индустриализация тех видов сложных ремесел, где требовался квалифицированный ручной труд.

Америка была богата сырьем, но бедна квалифицированной рабочей силой, в Европе наблюдалась обратная картина. Эту же тенденцию можно наблюдать в области строительства домов. Американцам принадлежит изобретение нового типа деревянной рамно-каркасной конструкции. Американский деревянный каркас состоит из неразрезных стоек с прибитыми к ним гвоздями горизонтальными элементами. Его использование дает возможность отказаться от услуг высококвалифицированных плотников. Этот тип каркаса заменяет дорогостоящий фахверк с применением соединений “в шип” новым способом, предусматривающим соединение на гвоздях подобно ящику. Освоение Запада от Чикаго до побережья Тихого океана смогло осуществиться в столь короткий срок благодаря этому типу каркаса.

Его изобретение приписывается Георгу Вашингтону Сноу. Первое здание, построенное по этому принципу, – католическая церковь Святой Марии в Чикаго. Деревянный каркас иногда называют “чикагской конструкцией”. Его тонкие деревянные стойки (5 см сечением) кажутся невесомыми по сравнению с обычной конструкцией из бревен. Даже сейчас европейцы считают опасным применение таких тонких стоек. Эта тенденция получения легкой гибкой конструкции с помощью тонких строительных элементов, использованная в производстве каркаса, легла в основу современного серийного производства промышленных изделий.

Вторая американская находка в области строительства – кирпичная плоская стена, подобная кирпичной стене Амстердамской фондовой биржи. Американский жилой дом не отвечает устоявшимся европейским традициям, где это обычно солидное здание кубической формы. Дом европейца – это его крепость. Двери тяжелые, как правило, они заперты. Раздвижные двери никогда не выходят в вестибюль, они соединяют лишь комнаты между собой. В американских домах у половины дверей нет ключей, а стенные и платяные шкафы не имеют замков, нет ставень и занавесок. Американец редко ставит забор вокруг дома. “Гараж при современном уровне производства автомобилей больше не нужен, – заявил Ф.Л. Райт в 1938 г., – вполне достаточно навеса с двумя стенами и крышей”.

Европейский дом отличают высокие потолки, темные комнаты, заставленные мебелью, роскошная отделка стен. Американский интерьер жилого дома решается в противоположном ключе – стены и потолки светлых тонов, низкие потолки. У американцев складывается совершенно другой подход к проектированию, они строят дом не в каком-либо историческом стиле, а в зависимости от функционального назначения. Гибкий план в целом – продукт развития американской архитектуры.

Чикагская школа

Годом основания города Чикаго считается 1799 г. В 1871 г. сильный пожар почти полностью уничтожил город, а через два года разразился экономический кризис. В 1880 г. город вновь оживает, строится железная дорога. На тысячи миль к западу там тянулись прерии. На этих равнинах происходило изменение характера производства – превращение ручного труда в промышленное производство.

По мере освоения среднего Запада Чикаго становится самым большим в мире центром по производству зерна. Прямой водный путь вел через озера и реку Св. Лаврентия к Атлантическому океану. Излишки зерна скармливались скоту, что предопределило развитие производства мяса и консервов. Рядом с бойнями возникают мыловаренные заводы. Чикаго, кроме того, становится крупным центром торговли лесом, а также центром по переработке медной и железной руды. Рост города приводит к невиданной по масштабам спекуляции землей.

В 80-х гг. девятнадцатого века в Чикаго как грибы вырастают многоэтажные здания, расположенные в непосредственной близости друг к другу. В своем эссе “Автобиография идеи” Луис Салливен пишет о предпосылках, приведших к созданию новых методов строительства и появлению “чикагской школы”: “Высотные коммерческие здания появились из-за поднявшихся цен на землю, цены на землю увеличились из-за роста населения, рост населения был вызван притоком людей извне... Однако высоту конторского здания нельзя было увеличивать без средств вертикальной транспортировки. Эта задача была поставлена перед инженерами-механи­ками, а их созидательное творческое воображение в сочетании с промышленными методами производства породило пассажирский лифт... Однако само строительство из кирпича установило новые пределы высоты зданий, так как все утолщающиеся стены пожирали площадь земли и пола, которые все более дорожали по мере того, как численность населения все быстрее увеличивалась...

Активность Чикаго в возведении высотных зданий в конце концов привлекла внимание местных торговых представителей сталепрокатных заводов в восточных штатах, и они усадили за работу своих инженеров. На станах этих заводов прокатывали профили, которые в течение длительного времени использовались при возведении мостов. Таким образом, промышленная основа была подготовлена. Проницательность торговли, сочетающаяся с инженерным воображением и техническими достижениями, предложила чикагским архитекторам идею стального каркаса, который сможет выдержать любые нагрузки...”

Как отмечал Салливен, архитекторам Чикаго 1880-х гг. не оставалось ничего иного, как только овладеть передовыми методами строительства, если они не хотели лишиться работы: великий пожар продемонстрировал уязвимость чугуна, а последующее развитие огнестойких стальных каркасов, позволяющих обеспечивать многоэтажное пространство, дало возможность биржевым дельцам развивать деловой центр города – Луп. “Лифт удвоил высоту конторского здания, а стальной каркас учетверил ее”.

Основателем чикагской школы стал Уильям ле Барон Дженни, создатель первого небоскреба – Дома страхового общества (1884-1885 гг.). Наиболее яркой фигурой “чикагской школы” был Луис Салливен (1856-1924 гг.) (рис. 33), не только одаренный художник, но и мыслитель. Салливен понимал, что традиционные методы композиции являются искусственными в проектировании современных многоэтажных зданий, не имеющих ничего общего со структурой античных и средневековых сооружений. Ярусное расчленение зданий с помощью ордера, аркад и промежуточных карнизов чуждо самой природе современного многоэтажного конторского здания-этажерки, состоявшего в основном из одинаковых по высоте и назначению этажей.

Размышляя о проблеме взаимосвязи формы и содержания, Салливен заинтересовался трудами естествоиспытателя Ламарка, который пришел к выводу, что любая форма органического мира создается под влиянием выполняемых ею функций. Эту мысль Ламарка Салливен распространил на архитектуру. “Форма должна соответствовать функции” – эта формула, выдвинутая Салливеном, сыграла огромную роль в развитии чикагской школы. В дальнейшем она стала теоретической базой основного направления современной архитектуры.

Построенное Салливеном здание Гаранти-билдинг в Буффало ясно характеризует принципиальные установки автора. Средняя часть, в которой размещены конторские этажи, объединена единообразными вертикальными тягами. Она увенчана невысоким аттиковым этажом технического назначения, прорезанным небольшими окнами. Орнаментированная терракота покрывает здание как темная филигрань, мотивы которой повторяются даже в богато украшенных металлом интерьерах коридора. В 1886 г. Салливену и его партнеру Данкмару Адлеру было поручено проектирование Аудиториума – сооружения, влияние которого на развитие культуры Чикаго было значительным как с идейной, так и с технической стороны. Проект этого многоцелевого комплекса был образцовым. Архитекторам нужно было в середине участка, занимавшего половину квартала чикагской сетки улиц, возвести большое современное здание оперы, а по краям – выходящие на обе стороны одиннадцатиэтажные блоки, часть помещений которых нужно было отдать под офисы, часть – под номера отеля. Уникальный проект отличался такими новаторскими деталями, как размещение кухни отеля и обеденных залов на крыше. Так что дым и запахи не мешали жильцам, в случае необходимости концертный зал на две с половиной тысячи мест можно было превратить в зал собраний на 7 тысяч мест. Тонко модулированный романский стиль Салливен сводит к упрощенной, почти неоклассической манере, орнамент вписан в строгую геометрическую решетку. Несмотря на все свои заслуги, Салливен широкого признания не получил, его творчество было чуждо широкой публике.

Непосредственно влияние идей чикагской школы сильнее всего сказалось на творчестве Франка Лллойда Райта (1869-1959 гг.). Поступив еще 18-летним молодым человеком в проектное бюро Салливена и Адлера в 1887 г., он глубоко воспринял идеи Салливена о единстве формы и функции в архитектуре. С 1894 г. Райт начал самостоятельную деятельность. В течение ряда лет он создал проекты жилых домов для средней части Соединенных Штатов, получивших название “домов-прерий”, хотя сам архитектор этого термина не употреблял. В этих проектах Райт обращается к “гонтовому” стилю и японской архитектуре с ее культом “чистоты”. Так рождались образы “домов-прерий" с их распластанным по земле силуэтом, низкими террасами и горизонтальным порывом кровель, контрастирующими с увенчанным трубой центральным объемом двойной высоты. Афоризм Райта “дом не пещера, а кров на открытом месте” лаконично формулирует философию такого жилища (рис. 34).

Вопросы:

В чем заключается своеобразие американской архитектуры и дизайна?

Почему процесс становления дизайна в Америке отличался от аналогичного процесса в Европе?

Каково влияние чикагской школы на развитие современной архитектуры?

В чем состоит своеобразие “домов-прерий” Райта?

История искусства ответы на билеты для подготовки к экзаменам