Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века

Французский стиль в русской архитектуре
Архитектура барокко во Франции
Строительство королевского дворца Лувра
павильон версальского парка — Малый Трианон
Рококо
Главный корпус Педагогического института (Герцена)
Ампир
Русский ампир в архитектуре
Величайший из зодчих России Растрелли
здание Академии художеств в Петербурге
Французский классицизм в Москве VII-XVIII
Московский Воспитательный дом
Архитектура Таганрога
Билеты по истории искусства
Архитектура Англии
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Антуан Жан Гро
Романтизм

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ

Немецкий романтизм
Филипп Отто Рунге
Эжен Делакруа
Барбизонская школа
Ренуар Пьер Огюст
Баухауз
художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.
Японское жилище
Архитектура

Архитектура России конца XIX начала XX века

Архитектура и скульптура готики
Архитектура Франция
Франция — родина готических соборов.
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер Пророк Даниил Колодец пророков
Американский дизайн и архитектура
идеи Готфрида Земпера
Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века
Русский авангард
Авангардизм
Работы Малевича и Лисицкого
объединение “Синий всадник”
Творчество Татлина, Родченко и Степановой
Развитие архитектуры в первые годы Советской власти
 

Сокрушению натурализма способствовало и объединение “Синий всадник”. Его лидеры Василий Кандинский и Франк Марк выбрали это название из-за обоюдной любви к синему цвету, и потому, что “Марк любил лошадей, а я всадников”, – говорил Кандинский, москвич по рождению, одессит по художественной школе, проживший к тому времени лет пятнадцать в Мюнхене – германском Париже, испытавший влияние и русского лубка, и Гогена, и фовистов. За год до появления “Синего всадника” он выпустил книгу “О духовном в искусстве”. Кандинский рассказывал, что однажды, бросив случайный взгляд на картины у стены, он пришел в восторг, хотя и не понял, что там изображено. Это были его собственные этюды, только перевернутые. Восхищение цветом без связи с изображаемым предметом привело его к мысли, что цвета – некие клавиши, при помощи которых можно играть на рояле человеческой души. Двигаясь в этом направлении, Кандинский сделался одним из зачинателей абстрактной (беспредметной) живописи.

Явления в архитектуре, связанные с экспрессионизмом, развивались в двух направлениях. Одним из них была деформация национального романтизма, который стал неуравновешенно динамичным. В 1919-1924 гг. это направление затронуло Голландию, Швецию, Германию. Вторая линия была реализована в основном в бумажном проектировании.

Эта полуфантастическая архитектура связана преимущественно с Германией. Война, ноябрьская революция 1918 г., экономический кризис, инфляция подорвали устои буржуазной идеологии. Искусство виделось началом, вокруг которого мог бы выкристаллизоваться новый порядок вещей. Диапазон идей в бумажных фантазиях весьма широк. “Альпийская архитектура” Бруно Таута – это мечта о перестройке планеты, при которой горы и долины будут трансформированы ажурными конструкциями в пространственные города.

Самая известная постройка архитектурного экспрессионизма – башня Эйнштейна в Потсдаме архитектора Мендельсона (рис. 40). Мендельсон говорил, что его постройка – столько же скульптура, сколько и архитектура. Ее “эластичный динамизм” продиктован требованиями образных ассоциаций в большей мере, чем функцией или конструкцией. Пластика башни, как бы высеченной из монолита, не органична для ее материала – оштукатуренного кирпича, но связана со смысловой ассоциацией: Эйнштейн – ein Stein (камень).

Одним из заметных течений авангардного искусства ХХ века стал возникший в Париже в среде нигилистически настроенных поэтов, художников и философов дадаизм. По мысли теоретика движения, румынского писателя Тристана Тцара, понятие “дадаизм” должно обозначать абсурдность, т.к. по-французски это слово, найденное им в раскрытом наугад словаре – детская деревянная лошадка, детский лепет, а также – простофиля, придурок.

В 1916 г. в Швейцарии Тцара опубликовал дадаистский “Манифест господина Антипирина”. Антипирин – придуманное им средство от головной боли, лекарство от искусства. Дадаизм отражал растерянность интеллигенции времен первой мировой войны и свидетельствовал о надвигающемся кризисе художественного мышления. Живописцы-дадаисты Х. Арп, М. Дюшан, Г. Гросс, Ф. Пикабиа, Х. Хартунг, М. Эрнст и их вдохновитель поэт Л. Арагон провозгласили своей целью “антиискусство” и таким образом выражали свой протест против окружающей действительности. За откровенным хулиганством, шумными выходками, публичными скандалами, абсурдным языком, игрой стояли антиэстетизм, иррационализм. В свои картины художники-дадаисты включали нетрадиционные элементы, часто подражая наивному искусству дикарей, детскому рисунку или же практиковали полностью бессознательное “автоматическое письмо”. Примеры тому – работы Марселя Дюшана: фонтан в виде писсуара или “Джоконда с усами”. Дадаизм как течение просуществовал недолго, до 1922 г. Но изобретенный дадаистами принцип “автоматического письма”, их культ абсурдности видимого мира подготовил почву для возникновения сюрреализма.

С 1922 г. вокруг писателя Андре Бретона группируется ряд единомышленников: художники Жан Арп, Макс Эрнст, поэт Луи Арагон, Поль Элюар. Они не просто создавали новый стиль в литературе и искусстве, у них были более масштабные замыслы. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту истину, которая должна быть утверждена на Земле. Свои собрания они называли “сны наяву”. Собираясь, они играли. Например, их интересовали те случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа буриме. Они по-очереди составляли фразу, ничего не зная о тех частях, которые пишут другие. Однажды играющие получили фразу “Изысканный труп будет пить молодое вино”. Этот результат поразил их. Игры в абсурд получили наименование “Изысканный труп”. Это были своеобразные тренировки отключения логических связей, когда на поверхность выступает подсознательное. Независимо от группы Бретона работал Андре Массон. В 1924 г. они объединились, в этом же году был опубликован Первый манифест сюрреализма. Сюрреалисты, так же как и дадаисты, за главный инструмент творчества принимают случай. Художник бросает на холст краски, предоставляя красящему веществу и силе броска образовывать иррациональные сочетания. Тристан Тцара вырезал из газет отдельные слова и извлекал из кучи сырого материала отдельные фрагменты по методу лотереи.

К 1930 г. сюрреализм исчерпал свои возможности, но на его горизонте неожиданно появился новый художник – Сальвадор Дали, творчество которого открыло следующий этап “сверхреального” искусства. Дали наиболее полно воплотил бретоновский принцип “психического автоматизма”, доведя его до полного абсурда. В нашумевшей книге “Завоевание иррационального” (1935) Дали определил свой метод как “интуитивный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективизации бредовых ассоциаций”

История сюрреализма – это история скандалов. Еще в 1925 г. сюрреалисты потребовали от французского правительства выпустить на свободу всех душевнобольных “как свободных от ума”. Бретон и Арагон, члены французской компартии, призывали к немедленной мировой революции. Дали откровенно славил фашизм, за что был отлучен от подлинного сюрреализма самим Бретоном.

Вопросы:

Что объединяло авангардные направления в живописи ХХ века, чем было вызвано их появление?

Как отразились творческие поиски художников-модернистов на формировании современной архитектуры и дизайна?

История искусства ответы на билеты для подготовки к экзаменам