Баухауз – первая школа по подготовке дизайнеров

Французский стиль в русской архитектуре
Архитектура барокко во Франции
Строительство королевского дворца Лувра
павильон версальского парка — Малый Трианон
Рококо
Главный корпус Педагогического института (Герцена)
Ампир
Русский ампир в архитектуре
Величайший из зодчих России Растрелли
здание Академии художеств в Петербурге
Французский классицизм в Москве VII-XVIII
Московский Воспитательный дом
Архитектура Таганрога
Билеты по истории искусства
Архитектура Англии
Архитектура Франции
Архитектура Германии
Антуан Жан Гро
Романтизм

ПЕЙЗАЖ В АНГЛИИ

Немецкий романтизм
Филипп Отто Рунге
Эжен Делакруа
Барбизонская школа
Ренуар Пьер Огюст
Баухауз
художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.
Японское жилище
Архитектура

Архитектура России конца XIX начала XX века

Архитектура и скульптура готики
Архитектура Франция
Франция — родина готических соборов.
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер Пророк Даниил Колодец пророков
Американский дизайн и архитектура
идеи Готфрида Земпера
Влияние современного искусства на дизайн и архитектуру ХХ века
Русский авангард
Авангардизм
Работы Малевича и Лисицкого
объединение “Синий всадник”
Творчество Татлина, Родченко и Степановой
Развитие архитектуры в первые годы Советской власти
 

До 1920 г. к Баухаузу присоединились художники Шлеммер, Пауль Клее, Георг Мухе, Лион Файнингер.

Первым комплексным объектом, в создании которого приняли участие многие баузаузовцы, был частный дом Адольфа Зоммерфельда в Берлин-Далеме. Дом был деревянный и походил на ранние «дома прерии» Райта.

В первые годы работы Баухауза в Веймаре его функционалистическая направленность еще не проявилась в полной мере. Переход от веймарского романтизма Баухауза первых лет к индустриальной эстетике происходил на основе разрабатываемого Гропиусом начиная с 1922 года модуля для односемейных домов с минимальной жилой площадью. Художественные аспекты проектирования сводились к нахождению оптимальных пространственных членений, к использованию цветовых контрастов в отделке интерьеров и созданию новых видов мебели, светильников, покрытий полов, ковров и тканей, позволяющих добиваться максимума вариантов при минимуме исходных материалов. Первый экспериментальный дом был выполнен в 1923 году вручную из шлакоблоков, но в расчете на дальнейшее механизированное строительство. Дом был полностью меблирован и оснащен всеми необходимыми приспособлениями для жилья, включая посуду. Он продемонстрировал то вхождение искусства в быт, которое в послевоенные годы станет ведущей темой поисков дизайнеров. Для кухни Марсель Брейер спроектировал новый тип пристенной секционной мебели, которая много лет спустя распространится под названием «шведская кухня». Этот рациональный дом был организован вокруг “атриума” (освещаемой через проемы в верхней части комнаты для дневного пребывания, окруженной спальнями и вспомогательными помещениями). Каждая из этих комнат оборудована в строгой манере – ничем не прикрытые радиаторы, стальные оконные переплеты, дверные рамы, самая простая мебель и трубки бестеневых светильников.

В 1923 г. обострились разногласия Иттена и Гропиуса, первый получил отставку, его место занял венгерский художник социал-радикал Ласло Мохой-Надь. Его деятельность в Баухаузе также была очень продуктивной. Он прибыл в 1921 г. в Берлин как эмигрант, участник венгерской революции. Там он встретился с Лисицким. Эта встреча дала толчок развитию конструктивистских наклонностей Надя. Модульные пересечения и прямоугольники вскоре стали сутью его известных “телефонных” картин, выполненных в эмалированном металле. Он писал: “В 1923 г. я заказал по телефону фабрике вывесок пять картин из фарфоровой эмали. Передо мной была таблица красок фабрики, и я набросал свои эскизы на разграфленной бумаге. На другом конце провода у управляющего фабрикой была такая же бумага, расчерченная на квадраты. Под мою диктовку он размещал те или иные цвета в нужных местах”. Эта демонстрация “заданного” произведения искусства поразила Гропиуса, и Мохой-Надь становится руководителем подготовительного курса в мастерской по обработке металла. В своем пропедевтическом курсе, состоявшем уже из двух семестров, Мохой-Надь начал обучение с сочетаниями интуитивного и рационального, визуального образа и конструктивного расчета при создании объемных композиций из простых геометрических форм. Мохой-Надь впоследствии разработал принципы современной полиграфии, фотографии, монтажа. Его книга «Живопись. Фотография. Кино» – наглядный пример единства текстового и изобразительного материала, немыслимых друг без друга.

В 1922 году в Баухауз пришел работать Василий Кандинский, принеся с собой доминанту идеи духовного в искусстве, выражаемого абстрактно-экспрессионистскими средствами живописи и графики.

В 1923 г. у руководства Баухауза возникли сложности с правительством Веймара. Предупреждая угрозу закрытия с его стороны, Совет мастеров Баухауза публично в 1924 г. объявил о своем роспуске. Учащиеся заявили о своем согласии с мастерами и объявили об уходе из Баухауза. Эта акция вызвала широкий резонанс, многие города обратились с предложениями о переводе к ним Баухауза. Весной 1925 г. Баухауз переехал в Дессау.

Сразу началась постройка нового здания по проекту Гропиуса, которое было закончено в декабре 1926 г. (рис. 42). Комплекс состоит из двух частей: в одной размещены учебные помещения для теоретических занятий, в другой – мастерские для производственного обучения студентов. Связь между двумя корпусами осуществляется с помощью остекленного перехода, связанного с административными помещениями. Характерной особенностью этого здания является отказ от обычной компактной планировки и дифференциация здания в зависимости от его функций. Помещения, одинаковые по своему назначению (учебные классы, производственные мастерские), размещены в отдельных корпусах, вполне соответствующих их назначению. Ядром комплекса явилось основное здание Баухауза с его знаменитыми стеклянными стенами, позволяющими наилучшим образом осветить большие производственные площади. Он сочетал в себе производственные мастерские, аудитории, выставочные помещения. Блок здания мастерских и общежития имеет шесть этажей. Одноэтажное крыло соединяет это здание с главным корпусом, там помещается зал для собраний, столовая и сцена.

Это был первый крупный шедевр современного Движения. Здания Баухауза современны от начала и до конца. Это здание рассчитано на то, чтобы его рассматривали со всех сторон. Проходя под знаменитой галереей, наблюдатель оказывается в центре уравновешенной симметричной композиции, в которой одинаковые входные двери ведут к одинаковым лестницам, освещенным одинаковыми окнами. В здании нет разделения на главный, боковой и задний фасады. Все они одинаково значительны, каждый из них соответствует тем помещениям, которые за ним располагаются.

Дессау был крупным промышленным центром, поэтому так очевиден переход от традиции связи искусства и ремесла, что было характерно для XIX века, к принципу связи искусства с индустрией, науком, что отличает дизайн XX века. В Дессау был развит цикл теоретических предметов, объединенных новой концепцией, получившей название “Neue Sachlichkeit” (новая вещественность). В основе этой концепции лежало изучение формы и пространства и их психофизиологического воздействия на человека. Большое внимание уделялось также изучению цвета как одного из мощных факторов организации пространственного восприятия, стремления к научному познанию формы и цвета в композиции. Противопоставление научного метода произволу личной художественной интуиции мастера характерны для новой системы изучения искусства, принятой в Баухаузе.

В программе практических работ основное место уделялось проектированию жилища и его оборудованию. Мебельные мастерские под руководством Марселя Брейера начали в 1926 г. производить легкие стулья и столы из стальных труб – удобные, хорошо моющиеся и экономичные. Эти изделия вместе с осветительными приборами из мастерской металлообработки были использованы для оформления интерьеров новых зданий Баухауза.

К 1927 г. лицензионное промышленное производство подобных изделий было в полном разгаре, включая мебель Брейера, ткани Гунты Штадлер-Штельц, элегантные лампы и металлические изделия Марианны Брандт. Книжная продукция Баухауза со строгой разметкой и гротесковым шрифтом стала всемирно известной из-за отказа от прописных литер. В 1927 г. также было создано отделение архитектуры под руководством швейцарского архитектора Ханнеса Мейера (1889-1954 гг.). В начале 1928 г. Гропиус подал бургомистру Дессау прошение об отставке и назвал своим преемником Мейера. Относительная зрелость Баухауза, постоянные нападки в его адрес и рост практики – все убеждало Гропиуса в том, что настало время перемен. С его уходом Баухауз радикально изменился, и что весьма парадоксально, учитывая все более усиливающиеся реакционные настроения, заметно “полевел”.

По разным причинам Мохой-Надь, Брейер, Байер подали прошение об отставке. Как указал Мохой-Надь в своем прошении, ему не нравилось настойчивое требование Мейера об упрощении метода проектирования: “Я не могу продолжать работу на этой специализированной, чисто “вещественной” и эффективной основе – ни как преподаватель, ни как человек. В условиях возросшей технологичности я смогу продолжать работать только в том случае, если у меня в качестве помощника будет технический эксперт. По экономическим соображениям это никогда не будет возможным”.

Освободившийся от “звездного” профессорско-преподавательского состава, Мейер смог перестроить работу Баухауза в соответствии с программой “социальной ответственности” проектирования. Появилась простая и дешевая мебель из клееной фанеры. Выпуск продукции Баухауза увеличивался, однако внимание уделялось скорее социальным, нежели эстетическим соображениям.

Мейер организовал в Баухаузе 4 отделения: архитектуры, рекламы, деревянных и металлических изделий и текстиля. На всех отделениях читались дополнительные курсы – организация промышленности и психология. Штат пополнили новые преподаватели. Несмотря на попытки Мейера предотвратить превращение Баухауза в инструмент политики левых партий (он возражал против создания студентами коммунистической ячейки), безжалостная компания, начатая против него, в конце концов вынудила бургомистра потребовать его отставки. Дальше политики стали требовать большего – закрыть Баухауз, изгнать эмигрантов с их непонятными произведениями искусства. В конце концов конфликт с муниципальными властями заставил Мейера в 1930 г. уйти с поста директора Баухауза.

По рекомендации Гропиуса, Баухауз возглавил один из виднейших германских архитекторов новой формации Мис ван дер Роэ (рис. 43, 45). Но поднимающему голову фашизму был ненавистен демократический дух Баухауза, его идейная направленность. Все искусство, не отвечающее доктрине преемственности наследия средневековой “римской империи германской нации”, нацисты объявляли “негерманским и пробольшевистским”. В 1932 г. Баухауз переезжает из Дессау в полузаброшенные корпуса на окраине Берлина. В 1933 г. нацисты устраивают обыск, Мис добивается аудиенции у “эксперта” по культуре Розенберга. Беседа длилась более часа, но в результате было принято решение закрыть Баухауз.

Влияние Баухауза на развитие современной архитектуры и дизайна было значительно как в практическом, так и в теоретическом плане. Деятельность Баухауза явилась очень заметной вехой на пути развития функционализма. Преподаватели Баухауза создали в США ряд школ дизайна при Гарвардском университете, при Массачусетском и Иллинойском технологических институтах и т. д. В Западной Германии после второй мировой войны на основе принципов Баухауза создается одна из передовых организаций дизайна – Ульмская школа.

Вопросы:

Каковы были предпосылки создания Баухауза?

В чем состояли цели и задачи Баухауза?

Кто руководил Баухаузом на разных этапах его существования, в чем заключается разница в подходах к учебному процессу?

Как было организовано обучение в Баухаузе?

История искусства ответы на билеты для подготовки к экзаменам