Готическое искусство Архитектура Франция Собор Нотр-Дам Английская готика Готический классицизм Стиль интернациональной готики на Севере Никколо Пизано Нидерландская живопись Гравюра на дереве

Швейцарская и французкая живопись

Новое реалистическое искусство фламандских мастеров вскоре после 1430 г. стало проникать во Францию и Германию и к середине века распространилось от Испании до Балтики. Среди огромного числа художников (имена многих из которых и по сей день нам не известны), пытавшихся приспособить нидерландскую живопись к местным традициям, лишь несколько человек обладали достаточным талантом, чтобы вызвать у нас интерес к своей личности.

Виц. Одним из наиболее ранних и оригинальных мастеров был Конрад Виц из Базеля (1400/14101445/1446), исполнивший в 1444 г. для Женевского собора алтарь, одна из створок которого воспроизводится на илл. 195— Судя по трактовке складок одежды — то угловатых, то трубчатых — художник, по-видимому, был хорошо знаком с Флемальским мастером. Но наше внимание привлекают не столько фигуры, сколько фон, на котором разворачивается действие, и здесь со всей очевидностью ощущается влияние ван Эйков. Однако нельзя сказать, что Виц был только последователем этих великих первооткрывателей в живописи. Он и сам являлся исследователем в искусстве и знал об оптических эффектах воды больше, нежели любой другой живописец его времени, о чем свидетельствуют отражения на поверхности озера и в особенности — просвечивающее дно на переднем плане. В пейзаже также не прослеживается чье-либо влияние. Он входит в число дошедших до нас ранних пейзажных «портретов», т. к. на алтарном панно изображена конкретная часть берега Женевского озера.

Западноевропейский балетный театр второй половины ХIХ в. Кризис балетного театра этого периода. Падение французской школы, отсутствие единого ансамбля, вырождение грации и изящества в манерность и жеманство пластики. Исполнители ведущих партий на сцене Парижской оперы – итальянские балерины.

«Авиньонская Пьета». Фламандский стиль, претерпевший влияние итальянского искусства, также ощущается и в «Авиньонской Пьете» (илл. 196) — самом известном французском произведении, созданном в XV в. Судя по названию, картина происходит с юга Франции. Ее приписывают кисти работавшего там художника Ангеррана Картона. Не исключено, что он хорошо знал искусство Рогира ван дер Вейдена, т. к. типы фигур и выразительность лиц в «Авиньонской Пьете» не могли быть заимствованы ни из какого другого источника. В то же время удивительная простота и уравновешенность композиции характерны не для Северной Европы, а для искусства Италии (с этими чертами мы впервые столкнулись в творчестве Джотто). Итальянское влияние ощущается и в суровом, невыразительном пейзаже, подчеркивающем изолированность монументально трактованных фигур. В зданиях, изображенных за стоящим слева донатором, безошибочно угадывается исламская архитектура, давая нам основания предположить, что художник намеревался изобразить сцену на фоне какого-то достоверного ближневосточного города. С помощью всех этих деталей ему удалось создать незабываемый образ, исполненный драматического пафоса.

Гертген тот Синт-Янс. В последней четверти XV в. во Фландрии не было живописцев, которые могли бы сравниться с Хуго ван дер Гусом, и наиболее самобытные художники появились севернее — в Голландии.

Со всей очевидностью это проявляется при изучении триптиха «Сад наслаждений» - самом сложном по образному строю и загадочном произведении Босха.

Если бы нам пришлось одной фразой охарактеризовать искусство XV в., развивавшееся в европейских странах, расположенных севернее Альп, мы могли бы назвать его «первым веком живописи на дереве»


Раннее возраждение в Италии