Готическое искусство Архитектура Франция Собор Нотр-Дам Английская готика Готический классицизм Стиль интернациональной готики на Севере Никколо Пизано Нидерландская живопись Гравюра на дереве

Раннее возраждение в Италии

Мировоззрение художников тоже претерпело существенные изменения. Оказавшись рядом с учеными и поэтами, они нередко и сами приобретали глубокие познания в науке и литературе. Многие из них писали стихи, создавали свои жизнеописания и теоретические трактаты. Другим следствием изменившегося социального статуса художников было их стремление примкнуть к одной из двух противоположных по своей сути группировок. К пер вой принадлежали люди светские, с изысканными манерами, чувствовашие себя в аристократическом обществе непринужденно. Ко второй можно было отнести гениев-одиночек — замкнутых в своем внутреннем мире, обладавших обостренной чувствительностью, подверженных приступам меланхо лии, склонных к конфликтам с собственными покровителями. Вскоре это совершенно новое воззрение прочно укоренилось во Флоренции эпохи Раннего Возрождения, откуда перешло в другие крупные города Италии и Европу. Однако в других местах оно не сразу стало оказывать сильное воздействие и не распространялось на всех художников в равной степени. Так, например, Англия не торопилась даровать им особый статус, а женщины вообще были лишены возможности обучаться ремеслу.
Лантшафтный дизайн Лекции по истории искусства

СКУЛЬПТУРА

Первая половина XV века стала легендарной эпохой Раннего Возрождения. Бесспорным лидерством обладало флорентийское искусство, в котором преобладающим влиянием пользовались сами создатели нового стиля. Чтобы проследить истоки этого мощного движения, мы должны прежде всего обратиться к скульптуре, поскольку скульпторы раньше архитекторов и живописцев получили благоприятную возможность принять вызов, брошенный «новыми Афинами».

Нанни ди Банко. Начало движению по новому пути развития искусства было положено конкурсом на двери баптистерия, на которой были представлены, главным образом, скульптурные проекты. Декоративный рельеф Гиберти, о котором уже шла речь, все еще сохранял черты, присущие интернациональной готике (см. илл. 172). В трактовке фигуры Исаака проявилось восхищение скульптора античным искусством — он просто повторяет то, что за столетие до него сделал Никколо Пизано (см. илл. 170). Через десять лет после создания этого рельефа характерную для средневековой пластики скованность Нанни ди Банко (ок. 1384—1421) удалось преодолеть. Его скульптурную композицию «Четверо святых» (илл. 200), которая украшает одну из ниш на фасаде церкви Ор- Сан-Микеле, хочется сравнить не с работой Никколо Пизано, а с реймской «Встречей Марии и Елизаветы» (см. илл. 166).

200. Нанни ди Банко. Четверо святых (Quattro Coronati). Ок. 1410—1414 г. Мрамор (фигуры выполнены почти в натуральную величину). Церковь Ор-Сан-Микеле, Флоренция

Наиболее ярко это проявилось в творчестве величайшего скульптора того времени Донателло (1386—1466).

Донателло удалось великолепно передать главное достижение античной скульптуры — в его статуе человеческое тело воспринимается как способный к движению организм. Донателло. Пророк («Цукконе»). 1423—1425 г. Мрамор. Высота 196 см.

Оригинал находится в музее Флорентийского собора


Раннее возраждение в Италии